Ретро авто: изобретение переднего привода

Ретро авто: изобретение переднего привода

Август 1888 года подарил миру Пьера Феная - изобретателя шарнира равных угловых скоростей (ШРУС) "Tracta". Изобретение этой детали стало первым шагом на пути к созданию переднеприводных и полноприводных автомобилей. Прошло уже более 130 лет с момента рождения одного из основоположников автомобильного дела.

История называет 1796 год годом создания первого переднеприводного механического экипажа. Создателем этого парового безлошадного транспортного средства был Никола Жозеф Кюньо, военный инженер. Однако изобретение француза вскоре было предано забвению вплоть до начала 20 века. В это время компания "Latil" обнаружила чертежи Кюньо и использовала их для создания далёких предков современных автомобилей - колёсных блоков, оснащённых двигателем, коробкой передач и рулевым управлением. Таким образом любая конная повозка могла стать автомобилем, стоило лишь установить на неё подобное устройство. Общество не готово было к технической новинке и производство блоков быстро заглохло. В следующий раз идея безлошадного транспорта возникает уже в 20 году 20 века. Пьер Фенай изобретает ШРУС под названием "Tracta".

 Пьер Фенай - наследник французского нефтяного магната Мориса Феная рос в богатстве и роскоши. Перед молодым миллионером лежал весь мир. Пьер получил великолепное образование, однако не стал продолжать дело отца. Друзья молодого человека позже говорили, что самой заметной чертой характера Феная было желание произвести эффект на окружающих, выделиться, ярко проявить себя.

7 лет младший член семьи Фенай посвящает военной службе. Он участвует в Первой мировой войне, где знакомится и взаимодействует с различной военной техникой. Об этом периоде его жизни известно мало, так как Пьер о нём не распространялся.

Всё ради переднего привода

 Когда война окончилась, Пьер вернулся на родину и начал конструировать и изобретать различные детали для автомобилей. В начале 20-х годов ХХ века он приобретает известность благодаря нескольким удачным разработкам, одной из которых становится улучшенная коробка передач. Сразу после этого изобретатель конструирует автомобиль с паровым двигателем. Модель оказывается неудачной: система выхлопа настолько несовершенна, что все, кто находится в кабине, практически теряют сознание. Так и не нашлось желающих опробовать это транспортное средство. Зато создатель парового чуда мог шокировать жителей города, появляясь на улицах в механическом чудовище, окутанном клубами пара. Глава семьи Фенай бы недоволен экстравагантным поведением сына и значительно сократил его содержание.

В это время Пьер уже начинает работать над шарниром равных угловых скоростей. Его целью становится создание переднеприводной машины. Изобретатель, как и многие молодые люди того времени, становится страстным любителем автомобильных состязаний. На этой почве он сходится с Жаном-Альбертом Грегуаром, который впоследствии станет его компаньоном.

 Жан-Альберт тоже отпрыск богатого рода. Однако его родители умерли, когда он был молод. Грегуар получил образование во французской колыбели технической элиты - "Эколь Политекник". Молодой человек развивался сразу в двух направлениях: как юрист и как инженер. Он получил оба диплома по окончании обучения. Так же Жан-Альберт был автовладельцем - ездил на "Amilcar Grand Sport".

Молодые люди быстро находят общий язык и договариваются о совместном выступлении в гонке Монте-карло, которая стартовала в январе 1925 года. "Amilcar Grand Sport", усовершенствованный друзьями, показал хороший результат, но не стал победителем. Этот момент называют определяющим в жизни Грегуара и Пьера. Именно тогда им пришла идея о создании автомобиля.

 Пьер Фенай патентует ШРУС в 26 году 20 века. В проекте - создание компании по выпуску шарниров и автомобилей с передним приводом. Однако у изобретателя нет средств для воплощения этого грандиозного проекта. Его товарищ в это время вкладывает все деньги в приобретение гаража в Версале. Однако под напором Пьера, полностью покорённого идеей собственного производства, Грегуар соглашается на то, что все средства должны быть вложены в разработку переднеприводного автомобиля.

 Помощь в сложной ситуации неожиданно приходит со стороны Феная старшего, оценившего конструкторские успехи сына. Видимо боясь задеть его чувства, нефтяной магнат приглашает к столу переговоров партнёра сына, Жана-Альберта, и выписывает чек на сумму, которая позволила не только открыть производство, но и оплатить расходы на несколько месяцев вперёд.

Новой компании было присвоено имя изобретения "Tracta" и уже через год, в 27 году 20 века, предприятие выпускает первую модель для участия в 24-часовом гоночном состязании в Ле-Мане. Друзья дали новому автомобилю привычное название "Tracta". Машина прекрасно держала дорогу, однако для пилота управление новым транспортным средством было настолько непривычным, что пришлось устроить ряд тренировок для приобретения навыков езды на нём.

 Трагическая развязка

Первый переднеприводный автомобиль был создан специально для 24-часовой гонки в Ле-Мане. Попадание в число призёров стало бы наилучшей рекламой изобретения Феная. Четыре пилота новой "Tracta": Грегуар, Арман Бурсье, Пьер Фенай и его родственник Этьен Буссо, готовы были сделать всё от них зависящее, чтобы победить в состязании. В состав гоночной команды так же входили механики Герен и Тибодон.

Стартовой точкой гонки был город Мюльсан, куда постепенно прибывали участники соревнования. К моменту прибытия команды Феная, в гостиницы были заполнены приезжими, а в гаражах не нашлось ни одного свободного места. Гонка стартовала вечером в субботу 18 июня. Пьер гостеприимно предложил коллегам стол и кров в принадлежащем ему замки в Шателье, рассчитывая субботним утром вернуться в Мюльсан. Автоеханики остались готовить автомобиль к состязанию, а компания пилотов погрузилось в "Panhard 20CV" Пьера и двинулась в путь.

Утром, в субботу 18 июня, друзья поехали назад. Вопреки уговорам Феная, остерегавшегося неосторожной манеры вождения товарища, за руль сел Этьен Буссо. Необходимость дополнительной тренировки перед автогонкой стала убедительным аргументом в пользу Этьена и привела к трагическим последствиям. Через час после отъезда из Шателье, подъезжая к городу Арнаж, водитель не справился с управлением и автомобиль на полной скорости слетел с дороги.

Буссо, совершивший фатальную ошибку, отделался незначительными повреждениями. Бурсье раздробил колено, Грегуар был контужен и покрыт ушибами. Хуже всех пришлось Пьеру Фенаю. Глубокая рана головы спровоцировала кому ещё до приезда пострадавших в больницу, где Бурсье был срочно прооперирован, а Фенай остался под наблюдением врачей.

Примечательно то, что Жан Альберт Грегуар в крайнем возбуждении сбежал из больницы, дабы принять участие в гонке. Команда "Тракта" не стала призёром, но и не вошла в число аутсайдеров. Вдохновлённый успехом, Грегуар продолжал развивать производство переднеприводных автомобилей. На следующих гонках в Ле-Мане их было уже несколько.

Изобретатель ШРУСА не смог оправиться после аварии. Права на главенство в компании и патент на шарнир равных угловых скоростей перешли к его партнёру. Грегуар с честью справился с задачей пропаганды и распространения изобретения Пьера. Некоторые современники именовали его "апостолом переднего привода", а часть их вообще приписывало ему изобретение Феная.

Пьер Фенай после аварии остался инвалидом. Он не мог вести дела и заниматься изобретательской деятельность. Поэтому можно утверждать, что датой смерти изобретателя ШРУСА стало 18 июня 1927 года. 

Голосуйте за статью

+2 0 голосование
закрыто
спасибо
за ваш голос