Исторический бал премиальных, престижных и доступных автомобилей СССР, который закончился в разгар перестройки

Исторический бал премиальных, престижных и доступных автомобилей СССР, который закончился в разгар перестройки

СССР был государством, которое стремилось к самообеспечению, вместе с тем стараясь перенимать новые технологии из-за рубежа. Автомобильная промышленность была именно такой отраслью. Она прошла огромный путь, наращивая выпуск лицензионных зарубежных иномарок, при этом массово закупая их и, усиленно разрабатывая собственные модели.

Премия в виде автомобилю чиновнику считалась нормой жизни. Такие подарки служили двигателем прогресса всего автопрома и являлись путем к совершенствованию своего автомобилестроения.
Первые автомобили Советского государства

Советская номенклатура унаследовала дореволюционный парк авто у буржуазной интеллигенции и дворянства. Хорошие авто быстро пришли в упадок из-за плохих дорог, а невозможность покупки и полное отсутствие автозапчастей привели послереволюционный автопарк к полному краху. Вначале первым служебным авто для когорты государственных чиновников был ГАЗ-А. С него началась закладка собственного автопроизводства в г.Горький. Этот автомобиль был копией машины Ford-A, американского производства, изготавливаемого в Советском Союзе по лицензионному соглашению.

Первые ГАЗ-А стали и первыми служебными машинами госчиновников, Красной Армии, силовых структур (МВД, НКВД). «Наши люди в булочную на такси не ездят» - эта фраза из фильма хорошо подходит к тому времени. Использование престижной машины в таксопарке было предназначено исключительно для некоторых лиц. Далее ГАЗ-А усовершенствовали и заменили на ГАЗ-М1. Это стало неожиданным  результатом того, что скромняги ГАЗ-М1 остались в стороне и использовались чиновниками низшего ранга, а высшее руководство пересело на Lincoln, Cadillac, Buick и Packard, престижные авто зарубежья. Пальму первенства среди многочисленных авто чиновников (на нем ездили почти все госслужащие, кому надлежало его иметь, независимо от ранга) неожиданно получил автомобиль, выпушенный в количестве 8,4 (1936-1945гг.) ЗИС-101.
Послевоенное время ознаменовалось очередной нехваткой автомобилей у чиновников. То ли чиновников стало больше, то ли запросы у них выросли, но трофейные авто третьего рейха пополнили чиновничий автопарк.

Путь к тотальной автомобилизации

Несмотря на использование трофейных послевоенных авто, жизнь показала, что парк машин чиновников надо расширять не только для них, но и для других желающих иметь средство передвижения в личной собственности.

Идея создания автомобилей для любого класса граждан увенчалась успехом:

  • простые люди приобретали «Москвичи»;
  • средний класс позволял себе «Победу»;
  • высшие чины довольствовались «Чайкой».

В это же время появились первые автомобили в броне (бронированные), которые использовало высшее руководство страны и лимузины полноприводных моделей.

Успехом автомобилестроителей стал первый фаэтон

Созданные авто сменили ЗИМ и ЗИС, которым досталась участь карет скорой помощи и такси для любого, желающего прокатиться и имеющего возможность рассчитаться за проезд.
Послевоенное время ознаменовалось и тем, что продажа автомобилей проводилась свободно и беспрепятственно, независимо от того, кто покупает авто. Доступны были машины высшего класса, стоимость ЗИМ была около 40 тыс. рублей, «Победа» стоила в 2,5 раза дешевле -16 тысяч руб. Автомобиль народа стоил 9 тыс. рублей. А вот «Чайка» была запретом для свободной торговли с 1959 г., года своего первого выпуска.

Статусные авто и не очень

При Сталине одним из методов поощрений среди номенклатурных работников был автомобиль, который приравнивался к денежной премии. Такие подарки полагались морским офицерам и старшинам военных кораблей за безупречную службу (25 лет)  на морских просторах. Машины помпезно приобщали к торжественному вручению ордена.

Награды в виде автомобиля «Чайка» были мотивом служить верно, и честно на своем посту.

Среди чинов высшего ранга были так называемые «белые вороны», которые предпочитали ездить не на «статусе», а в привычном им автомобиле «Чайке» ГАЗ-13, когда имея возможность пересесть на авто более высокого статуса, они оставались верны своим старым лошадкам. Таким был первый секретарь ЦК компартии Белорусской ССР П.Машеров, эксплуатировавший эту модель автомашины, имея выбор -  сменить ее на более престижную. В этой же машине 04.10.1980 г. он и погиб в автокатастрофе, когда оставалось всего две недели до Пленума ЦК КПСС, где его собирались назначить на должность Председателя Совета министров Советского Союза. Тогда же и муссировались слухи о возможном политическом убийстве. С этого момента ГАЗ-13 перестал выпускаться, оставив печальный след в своей истории.

Окончен бал автомобилей

Перестройка должна была начаться с воплощения новых планов выпуска автомобилей, включая премиальные, ставшие нормой для госчиновников. Конструкторы преуспевали в разработке перспективных моделей. Планировались к массовому выпуску две «Волги», ГАЗ (седан), ЗИЛ, усовершенствованная модель «Чайки». ЗИЛ « не угодил» Горбачеву и проект был закрыт, «Чайку» ожидала та же участь. Перспектива отмены привилегий чиновникам (в виде машин) была реальной, а выпуск «Чайки» стал призрачным и уже ненужным. Он был и вовсе отменен, а вместе с ним и уничтожена вся техническая документация.

История премиальных автомобилей канула в Лету, вместе с родившей такую систему страной.

Голосуйте за статью

+3 0 голосование
закрыто
спасибо
за ваш голос