Ретро авто: на чем ездил Ленин

Ретро авто: на чем ездил Ленин

Прошло уже сто лет с Октябрьской революции. В честь этой памятной даты мы хотим рассказать о том, какие автомобили выбирал вдохновитель и лидер данного события – Ленин. Какую роль в его деятельности и личной жизни играли автомобили? Ранее вы вряд ли сумели бы найти подобную статью на разворотах журналов и газет: данные о великом революционере тщательно оберегались.

Зато до нас дошли полные собрания сочинений вождя революции, где красочно описывается его первое впечатление от встречи с автомобильным экипажем. Собрания содержат множество подробностей о том, как проводил будни Ленин, его личное отношение к событиям и явлениям, происходящим во всех сферах жизни. Собрание №5, пятидесятый том: Ленин пишет сестре о событиях, произошедших в 1910 году.

Ленин описывает, как по дороге из Жювизи на его велосипед наехал автомобиль, разбив его вдребезги. Люди, которые находились вокруг, дали Владимиру Ильичу координаты обидчика. Ленин нанял адвоката и подал в суд на вероломного нарушителя.

В тот период Владимир Ильич проживал в Париже. Он частенько любил оставаться в Жювизи, где находился аэродром. Ленин обожал смотреть, как летают аэропланы. Ленин как раз отправлялся обратно на Париж после очередного аэропланного представления, когда в дороге его застигла авария с тем автомобилем. В собрании сочинений Ленин уточнил, что та судебная тяжба увенчалась успехом: ему всё-таки удалось получить средства за возмещение материального ущерба.

Вроде бы в этот раз все закончилось в положительном ключе, но неудачи, связанные с автомобилями, до самого конца жизни преследовали вождя революции. Но этот мистицизм просматривался лишь со стороны, сам Ленин вряд ли мог связывать какие-либо неудачи с использованием авто. Владимир Ильич питал нежную любовь к автомобилям на протяжении всей своей жизни.

АВТО ДЛЯ ВОЖДЯ

Владимир Ильич начал использовать автомобили уже после того, как пришел к власти. Но это не означало, что он садился за руль. У него всегда был личный водитель. После Октябрьской революции Ленин получил царский гараж и в придачу семерых солидных шофёров с проверенной репутацией. За каждым из шоферов был закреплен отдельный автомобиль. В течение 6 лет начиная с ноября 1917 приближенным шофёром Ленина был Степан Гиль. Но ему не удалось понаслаждаться в полной мере профессией личного водителя революционного вождя, поскольку автомобиль Turcat-Mery, закрепленный за данным водителем, угнали.

В день, когда произошло данное событие, Степан Казимирович доставил Ленина в Смольный и отправился трапезничать. Автомобиль находился под специальный охраной, а покинуть территорию на автомобиле мог только персонаж, обладавший пропуском. Гиль в спокойном расположении духа наслаждался трапезой, когда в комнату ворвался человек, судорожно кричащий о том, что машина вождя была угнана. Степан Казимирович не мог понять, как такое могло произойти. Но он вышел во двор и убедился в правдивости слов вбежавшего в трапезную мужчины. Позже картины прояснилась: человек, который угнал автомобиль, спокойно покинул двор, не столкнувшись ни с каким сопротивлением и имел при себе пропуск.

Когда Ленину доложили, что его автомобиль был угнан, он с негодованием заявил своему личному водителю, что необходимо отыскать автомобиль, иначе вождь революции найдёт себе другого водителя. Гиль всеми правдами и неправдами через друзей, товарищей и всех остальных начал судорожно искать машину Владимира Ильича. Угонщики, намеревавшиеся перевести заветную машину в Финляндию для последующей продажи, были найдены.

ПО ГОРОДУ БЕЗ ОХРАНЫ

До весны 1918 года Владимир Ильич передвигался по Петрограду, практически не имея рядом с собой охранников. Оберегал вождя революции только личный водитель, имеющий при себе незначительное количество специальных средств для защиты. Такое отношение к собственной безопасности отозвалось неудачей. 1 января того же года Ленин, Фриц Платтен и Подвойский направлялись вдоль по Симеоновской улице, где автомобиль попал под обстрел. Фриц успел опустить голову Ленина, предотвращая попадение пули в вождя. На руке Платтена после этого происшествия навсегда остался след от выстрела.

Шли годы, правительство находилось уже в Москве. Но повышенную бдительность Владимир Ильич так и не обрел, продолжая разъезжать по улицам без охраны. В августе 1918 года его настигла очередная неудача. Ленин покинул завод Михельсона и направлялся к своему автомобилю, когда раздалось три выстрела. Личный водитель Ленина даже не смог увидеть, кто стрелял в вождя, поскольку всё произошло очень быстро. Владимир Ильич скоропостижно упал на землю, а Гиль закрыл его собой. После этого раненый Ленин был доставлен в Кремль. В таком дерзком преступлении обвинили Фанни Каплан, которая была казнена путём расстрела без выяснения обстоятельств.

Но и эти события не стали последними в цепочке трагических обстоятельств. 19 января 1919 г. Владимир Ильич направлялся с Ульяновой и Чебановым в Сокольники к Крупской. Когда автомобиль подъезжал к Каланчевской площади, неизвестные дважды предприняли попытку остановить движение автомобиля, но Гиль не придал этому особого значения и поехал дальше.

Когда автомобиль подъезжал к сокольникам, перед машиной появились вооруженные люди. Ленин, полагая, что перед ним находятся сотрудники при исполнении, несмотря на уговоры личного водителя проехать мимо, приказал прекратить движение. Это оказались совсем не милицейские сотрудники: они приказали всем покинуть автомобиль, угрожая пистолетами. Карманы членов экипажа нападавшие опустошили, забрав деньги и браунинг. Злоумышленники на глазах удивленных Ленина и его личного водителя уехали на заветном автомобиле.

Позже подробности нападения прояснились: группу злоумышленников возглавлял преступник-рецидивист Кошельков. Ему в срочном порядке нужно было достать автомобиль, а машина Ленина и его личного водителя абсолютно случайным образом "попалась под руку". Ленину оставалось лишь благодарить личного водителя и  сопровождавшего его Чебанова, которые не стали провоцировать возникновение гнева "до зубов" вооруженных нападавших. Несмотря на то, что у сопровождающих Владимира Ильича наличествовали пистолеты, у злоумышленников было больше шансов одержать победу: их и по количеству было больше.

ВОЖДЬ И ЕГО ШОФЕР

Позднее Гиль упоминал, что наиболее обожаемым типом развлечений Ленина являлись  автомобильные путешествия за город. Он смотрел на живописную природу, купался в водоемах, а в зимнее время предпочитал заниматься лыжным спортом. Ленин мог выезжает за город как в компании товарищей, так и с личным водителем.

Стоит подчеркнуть, что Гиль вызывал большое доверие у вождя революции, поскольку водитель не раз спасал его в опасных ситуациях. Но слишком близко к себе он никого не подпускал и сам не позволял в сторону ближайшего окружения излишней фривольности. Ленин обращался к Гилю на "вы" или по фамилии. От окружающих людей Ленин требовал ответственности. Для Владимира Ильича было особенно важно, чтобы водители в оговоренное время доставляли его к месту назначения. Если шоферам это удавалось, те слышали похвалу вождя, если нет – порицание и недовольство.

Поскольку горячо обожаемым периодом Ленина считалось зимнее время, а разъезжать по сугробам в обыкновенном автомобиле было практически нереально, в таком случае с целью перемещения в сложных условиях на базе Rolls-Royce были созданы специальные автосани с гусеницами. Используя данное сооружение, Владимир Ильич совершал зимние прогулки по пригородам. В этих автосанях он перемещался и в своей последней поездке вместе с Крупской и Ульяновой 19 октября 1923 г.

На этой же машине Гиль перевозил гроб вождя революции впоследствии. Данный автомобиль позже не раз становился экспонатом музеев.

За промежуток 1917-1924 гг. Ленин использовал машины нескольких марок и модификаций: Rolls-Royce Silver Ghost, Packard-12,  Renault-40, Delaunay-Belleville-45.



Голосуйте за статью

+2 0 голосование
закрыто
спасибо
за ваш голос