Ретро авто: Ford T – Рождение эпохи

Ретро авто: Ford T – Рождение эпохи

В прошлом году, весь мир отметил 110-и летие с момента сошествия с конвейера первого автомобиля Ford-T. Первого в своем роде и первой машины конвейерной сборки в мире. За чуть более сто лет было собрано и выпушено почти 17 миллионов автомобилей этой модели, ставшей поистине мировой легендой автомобилестроения.

Второй датой, связанной с Фордом, в прошлом году — стала дата создания самого конвейера для сборки автомобилей. Он отметил свое 105-и летие. Именно Форд внедрил его для производства автомобилей, что используется и по сей день.

Как все начиналось

Весь автопром, который мы знаем сейчас, начался именно с Ford Motor и с их решения начать выпускать недорогой и общедоступный автомобиль. В 1907 году, в компании, поняли большинство американцев предпочли бы покупку небольшой и дешёвой машины, нежели громоздкого, дорогого эксклюзива.

Кто-то из маркетологов Форда, в то время, размышляя о развитии, решил попробовать способ получения прибыли не с огромной накрутки на одну машину, а с прибыли оборота более дешёвых машин. Донеся это до Генри Форда, идею запустили, на что сам Форд сказал: «Наша цель — начать выпускать современный и недорогой автомобиль, который стал бы доступен всем и не превышал бы стоимости 450 долларов. Таким образом, автомобиль не будет роскошью и будет доступен всем».
Именно в этот момент сформировалась главная цель и стратегия Ford Motor — «Посадить всю Америке за руль». И фундаментом в ее реализации стали два основополагающих аспекта: появление и начало выпуска «Модели Т», а также перенос конвейерного производства в массовое машиностроение. В итоге оба фактора становятся символом той эпохи.

Й. Галамб и Ч. Гарольд, под патронажем самого Форда, стали разработчиками проекта «Т». Именно благодаря им этот проект стал реальностью и воплотился в жизнь. Они решили собрать машину следующих параметров:

 

  • Кузов-торпеда — 355 см;
  • Рама — лонжеронного типа;
  • Двигатель — 4 цилиндровый, 2885 кубических сантиметров;
  • Коробка передач — планетарная, двухступенчатая;
  • Зажигание — от предыдущей модели «Магнето»;
  • Карбюратор — предоставлен компанией «Holley»;
  • Колеса — на деревянных спицах, с надувными шинами;


Автомобиль с такой конфигурацией мог развивать скорость, почти 70 километров в час, а топлива расходовал всего 14 литров на сто километров. Более того, автомобиль был сконструирован таким образом, что его дорожный просвет позволял передвигаться по бездорожью и сельским трассам.

Очень важной особенностью автомобиля, особенно на то время, было то, что он не требовал долгого технического обслуживания, а в случае необходимости, мог был починен в любых условиях. Ввиду отсутствия, в то время, станций технического обслуживания, такая особенность была очень актуальной.

Рождение конвейера

Маркетинговый счет компании Форд оказался максимально верным — от желающих стать обладателем новой машины не было отбоя. И именно тут встала новая проблема — спрос значительно превышал предложение, требовалось в срочном порядке придумать каким образом можно реализовать массовое производство данного автомобиля.

Автомобили в то время, по своей сборке, напоминали сборку судов — все действия по созданию будущей машины проходили на стапеле. В первую очередь монтировалась рама, за ней ставился двигатель, при помощи специальных кранов, далее шла трансмиссия и так поочередно создавался готовый автомобиль. Конечной точкой сбора становился кузов.

При подобном подходе, даже сильно ускорившись и максимально возможно расширив место для новых сборочных стендов — можно было добиться производства около 100 автомобилей в месяц, когда спрос требовал наличия тысяч готовых машин.
Прошло не мало времени с тех пор и во многих интерпретациях истории, Генри Форд, выдается за изобретателя и создателя конвейерного способа сборки. Но это в корне не так. Форд внедрил данный способ, на свои заводы по сборке автомобилей, для увеличения производства и стал первым кто применил его в автомобиле строении. Но изобретателем данного способа может по праву считаться Уинслов Тейлер, в самом начале 20 века. И перед внедрением на заводы Форда, конвейерный способ уже был широко применяем в производстве более мелких продуктов.

Даже более того, идея о подобной сборке, также не принадлежит самому Форду. Он является лишь ее воплотителем, а изобретателем стал Клэренсу Уилларду Эвери. Этот человек был учителе в средней школе, где обучался сын Форда и славился своими организационными способностями.Сын Форда познакомил его со своим учителем и пообщавшись короткое время, владелец заводов решил, что этот человек станет полезен ему. Форд нанял Клэренса на период летних каникул, всего за четвертак в час, для решения некоторых организационных вопросов на производстве.

Результат работы школьного учителя был настолько потрясающим, что Форд стал поручать ему все более ответственные задания, а в итоге доверял ему полностью в решении всех вопросов компании, как управленческих, так и технологических.
Именно в пик своего сотрудничества с Фордом Эвеои предложил внедрить систему Тейлора, которая подразумевала под собой простое и гениальное решение: рама автомобиля движется на цепном приводе, а по пути ее следования рабочие монтируют на нее все необходимые узлы и детали.

Гениальность такого способа была в том, что каждая операция по монтажу была максимально быстра и проста и обучится ей мог любой, даже не имевший опыта, человек, что максимально ускоряло и упрощало сборку в разы.
Чтобы полностью перевести производство на конвейерную сборку, требовалось не только время, но и не малые вложения. Именно поэтому было решено внедрять данную систему поэтапно, а именно сначала проверить ее на сборке некоторых узлов автомобиля.
Эвери следил за процессом внедрения и разработал систему, по которой на каждую операцию отводилось определенное количество времени, тем самым максима оно, оптимизировав работу производства.

Такие скрупулезные работы не прошли даром и уже к 13 году удалось внедрить подобную технологию на большинстве цехов производства, а чуть более позднее и на всем производстве Форд. Именно тогда компания стала первым во всем Мире автопроизводителем с налаженной конвейерной сборкой собственных автомобилей. Это и стало причиной заблуждения, которое приписывает всю славу по созданию автомобильного конвейера Генри Форду.
Эвери также не был забыт и получил свою долю известности. Кроме того, его имя заслуженно увековечили в залах автомобильной славы, Детроидского музея автомобилестроения. Он записан там, как выдающейся менеджер и изобретатель системы управления автопроизводством в Америке.

Форд же после успешного внедрения такого продуктивного и скоростного способа сборки автомобилей стал мировым лидером по количеству качественных, а самое главное доступных, автомобилей. К концу 20-х годов цена на машину марки Форд была рекордно низкой и составляла всего 290 долларов за автомобиль.

Мечта Форда — сбылась. Вся Америка села за руль автомобиля, а тот, кто еще не сделал этого, мог себе без особого труда это позволить. К середине 20-х годов, компания Форд занимала более 60 процентов всего авторынка страны.
Более того, автомобили серии «Т» начали выпускаться и зарубежном, а именно в таких странах Европы, как Великобритании и Германии. Благодаря конвейерной сборке модель «Т» с каждым готом модифицировалась и совершенствовалась, даже сегодня множество современных моделей компании Форд — это продолжение модели «Т» того времени.

Шаги по Миру

После того, как компания с ошеломляющим успехом внедрила конвейерную сборку автомобилей на своих производствах, она по праву заняла лидирующее место на поприще автомобилестроения, но тем самым запустила высокую конкурентную борьбу. В скором времени все Американские заводы по производству автомобилей перешли на конвейер. Европа же отставала, в этом плане, и конвейеры там были больше исключением, чем правилом.
Европа, как ни странно, вводила подобный способ сборки автомобилей очень медленно и с какой-то осторожностью. Уже именитые и устоявшиеся на рынке компании Ситроен и Рено даже к концу 20х годов не обзавелись полностью конвейерным производством, используя данный способ только на некоторых узлах.

Такое замедление внедрения было связано с противостоянием этой системы Европейских профсоюзов, считавших данную систему верхом капитализации и полным обезличиванием работника. Они противились Американским стандартам, думая, что подобный способ производства рассчитан не на увеличение и упрощение результата, а на принижении рабочего класса.

Но по прошествии некоторого времени, опыт конкурентов заставил перейти на подобное производство автомобилей, все автозаводы Европы и мира.
Такая проблема была и в СССР, но при правильной пропаганде, уже в 30-х годах технологию Форда удалось внедрить на ГАЗ, а чуть более позднее и на всех автопредприятиях страны.

Голосуйте за статью

0 0 голосование
закрыто
спасибо
за ваш голос